Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит
Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.
2. Становление экологического аудита в России и за рубежом
2.1. Зарубежный опыт применения экологического аудита
2.1.4. Экологический аудит в отдельных странах
За более чем тридцать лет развития экологический аудит
получил значительное распространение. На начальном этапе в ряде стран были
разработаны механизмы стимулирования организаций к использованию экологического
аудита. Следует подчеркнуть, что все механизмы, положения, акты предполагали,
прежде всего, добровольность применения аудита и были
сфокусированы не столько на самой процедуре, сколько на использовании
ее результатов (The Environmental…, 1995; U.S. EPA…, 1986; Hedstrom, Obbagy, 1988).
В Германии экологический аудит (прежде всего, аудит
потенциальной ответственности) получил серьезное развитие после принятия в 1992
г. «Закона об ответственности организаций (за совершенные нарушения)». Принятие
в 1993 г. схемы EMAS привело к распространению аудита систем
экологического менеджмента, при этом, подходы аудита потенциальной
ответственности также находят применение при разработке и совершенствовании
СЭМ.
В большинстве штатов США реализуется политика поддержки добровольного
раскрытия предприятиями фактов нарушений требований законодательства (по
результатам аудита) с условием того, что в таких случаях предприятия не
преследуются по закону (обладают иммунитетом) и выплачивают значительно
сниженные штрафы. Естественно, ситуация незамедлительно должна быть улучшена, и
нарушения ликвидированы.
Исходя из того факта, что экологический аудит – рыночный
инструмент экологического регулирования, применяемый добровольно руководителями
предприятий для решения задачи минимизации негативного воздействия
осуществляющейся деятельности на окружающую среду, а также других связанных с
экологическими проблемами задач менеджмента. Поэтому стимулировать прежде
всего следует не проведение аудита (и, тем самым, организации, предлагающие
подобные услуги), а совершенствование экологической результативности
предприятий (в том числе, ресурсо- и энергоэффективности), снижение риска
возникновения нештатных ситуаций, которые могут привести к нежелательным
экологическим последствиям, улучшение систем производственного экологического
контроля и пр.
Так, с начала 90-х гг. Агентство США по окружающей среде
(http://www.epa.gov/ems/) поддерживает выполнение программ и пилотных проектов
разного уровня сложности. Среди них можно отметить программы «Соответствия
природоохранным требованиям и правоприменение»
(http://www.epa.gov/compliance/), «Проектирование для окружающей среды»
(http://www.epa.gov/dfe/), «Пилотная программа по внедрению систем
экологического менеджмента в органах местного самоуправления»
(http://www.getf.org/projects/muni.cfm). Агентство также подготовило ряд
методических рекомендаций (например, «Совершенствование экологической
результативности и обеспечение соответствия законодательным
требованиям», «Руководство по внедрению систем экологического менеджмента на
малых и средних предприятиях» и др.; см.
http://www.epa.gov/ems/assist/guide/general.htm). Открытый доступ к таким материалам
значительно облегчает задачи руководителей организаций и специалистов,
ответственных за природоохранную деятельность (ЕС-Россия…, 2009).
|