А.Е. Аствацатуров
Инженерная экология Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. 2006
Глава 7. Предмет и задачи инженерной экологии
7.5. Методы инженерной экологии
Метод (греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения) –
система правил и приемов подхода к изучению процессов и закономерностей
природы, общества и мышления. В инженерной экологии метод используется как
прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь
исходя из знаний закономерностей развития объективной действительности и
исследуемого предмета, системы, процесса.
Методы, будучи рациональной основой способа действия,
как и все в этом мире, совершенствуются, меняются и отживают свой век, уступая
место другим, более новым, прогрессивным и рациональным методам.
Научный метод. Независимо
от объекта исследований, научные исследования имеют общие черты. При создании системы
ЧТС, естественно, разработчик стремится к порядку в действиях, а это ведет к использованию
приемов, соответствующих научному методу. Как знать, возможно, многие из нас в
своей профессиональной деятельности, стремясь к творчеству, не раз подсознательно
шли путями правил научного метода. Хотя это и не исключает риска в творческом
созидании.
Общие черты любого научного
исследования наглядно показаны в модели использования научного метода Я.
Дитриха. Модель показывает единый путь во всех научных исследованиях, который
определяется циклическим использованием в определенной последовательности
процесса, опирающегося на рациональный метод логического рода: наблюдение –
гипотеза – эксперимент – теория (рис.7.1) и далее, новые теории, раскрывая
новые пласты знаний, формируют новые наблюдения и цикл вновь и вновь повторяется.

Рис.7.1. Модель процесса, проводимого на основе научного метода
Модель процесса, соответствующего правилам научного
метода, представлена в виде спирали – символа развития. Деятельность разработчика
системы “человек – техника – среда”, как и творчество в любой отрасли,
расширяет наш кругозор, открывая новые проблемы неизвестного.
Модели процесса, проводимого
на основе научного метода, предшествует какая-либо потребность, которая
возбуждает упорядоченное наблюдение. Исходя из цели исследования, выдвигается
гипотеза (утверждение или предположение, тормозимые нехваткой знаний), которая
используется в качестве методической основы для проведения эксперимента. Здесь
исследователь получает возможность соизмерять положения гипотезы с результатами
эксперимента. Наконец, эксперимент позволяет сделать умозаключение о свойствах
гипотезы. В том случае, когда результаты эксперимента подтверждают гипотезу –
налицо новое звено теории. В этом суть модели процесса, проводимого по правилам
научного метода.
Системный подход, используемый как методологическая
основа для инженерной экологии, требует применения широкого спектра методов,
учитывающих многомерный и многоуровневый характер системы ЧТС. Основной целью
этих методов является полное изучение функций всех компонентов системы. Поэтому
в большом разнообразии методов и отдельных методик, связанных с
антропологическими, психофизиологическими, техническими, кибернетическими,
математическими и другими исследованиями, мы можем видеть как фундаментальные
дисциплины, направленные на выявление в первую очередь информационных процессов
в эргатической системе, так и инженерно-экологические знания, получаемые при
испытании с целью оценки экологической чистоты и эргономичности.
Для правильного понимания и
использования методов, применяемых в инженерной экологии, нужна прежде всего их
классификация. В основу такой классификации целесообразно положить способы получения
данных о деятельности человека-оператора, работе технического устройства и
изменения экологических характеристик среды. При таком подходе удобно выделить
методы: проектно-конструкторские (с использованием достижений науки
технического творчества), экологического мониторинга, изучения экосистем,
эргономические, математические, имитационные и кибернетические.
Проектно-конструкторские
принципы и методы. Задачи проектирования систем. Современные
темпы развития технических средств, рост сложности и разнообразия техносферы
ставят перед инженером множество трудностей. Задача конструктора состоит в создании
техники, которая будет полностью отвечать современным потребностям индустрии:
давать наибольший экономический эффект и обладать высокими
технико-экономическими и эксплуатационными показателями. Но этим задачи не
исчерпываются. Инженеру-разработчику системы “человек – техника – среда”
предстоит решать задачи, вырастающие до уровня экологических проблем, когда
создаваемая им техника, загрязняя природу, будет нарушать нормальную
жизнедеятельность экологических систем. Природа, в свою очередь, оборачивает
наносимые ей экологические стрессы острием к человеку, в конечном счете, ставя
под угрозу жизнедеятельность общества.
Можно показать, что многие трудности творчества
инженера сегодня вытекают из частных подходов, один из которых заключается в
ориентации предпринимателя на достижение прибыли. Перед нами стоит задача
преодоления узости взглядов на предметы и явления. Не следует допускать
преобладания частного подхода в изучении технических проблем. Сегодня
необходимость целостного охвата многообразных технических задач приобретает
особую актуальность, мы все лучше понимаем, что создание сложных технических
средств связано с учетом безопасной жизнедеятельности человека и экосистем,
понимаем и то, что сущность создания таких систем (человек – техника – среда)
заключается в удовлетворении человеческих потребностей в условиях общественной
жизни. Основой создания системы ЧТС должен стать комплексный поиск необходимых
решений конструкторских задач.
Объектом проектирования является система, тогда как
объектом конструирования становится конструкция разрабатываемого изделия.
Единство целей и действий в отношении проектов и изделий привело к
необходимости иметь средства общения между инженерами. Этим средством является
всевозможного рода проектная и конструкторская документация, строго разграниченная
по стадиям разработки.
Теоретические аспекты моделей различных стадий
разработок рассматриваются в специальной литературе.
|