Л.В. Мисун, И.Н. Мисун, В.М. Грищук
Инженерная экология в АПК пособие / под ред. проф. Л.В. Мисуна. – Мн.: БГАТУ, 2007. – 302с.
4. Обеспечение экологической безопасности тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
4.3. Оценка воздействия на окружающую среду и управление экологической безопасностью МТП
4.3.4. Управление экологической безопасностью МТП
В процессе эксплуатации техническое состояние тракторов
и сельскохозяйственных машин, как правило, ухудшается: снижаются показатели работоспособности
(мощность, производительность и др.), увеличивается энергопотребление (т. е.
уменьшается экономичность), ухудшаются другие параметры технического состояния,
производственной и экологической безопасности (дымность и токсичность
отработавших газов дизеля, уровень внешнего шума и уровень шума в кабине,
уровень вибрации, эффективность работы тормозной системы и рулевого управления
и др.). В этой связи необходимо при эксплуатации тракторов и
сельскохозяйственных машин не только контролировать параметры технического
состояния, экологической безопасности (ЭБ) (таблицы 4.5–4.6), но и управлять
этими параметрами (таблица 4.7).
Возможным путем обеспечения ЭБ тракторов и самоходной
сельскохозяйственной техники в настоящее время является комплексное решение экологических
и экономических проблем, в основу которых должен быть положен
эколого-экономический критерий. Сущность этого критерия состоит в оптимальном
сочетании конструктивно-технологических мер при производстве и эксплуатации
сельскохозяйственной машины, направленных на обеспечение производственной
безопасности и минимально вредных воздействий этой машины на окружающую среду,
также и экономических затрат на выполнение вышеуказанных мер, и применение
эффективной системы платежей и штрафных санкций к изготовителю и владельцу
машины за наносимый вред окружающей среде в зависимости от размеров и видов
источников загрязнений.
Для определения принадлежности машины к той или иной
категории безопасности необходимо рассчитать суммарный вредный эффект от ее использования
в денежном выражении с помощью обобщенного интегрального показателя
экологической безопасности.
Признаки экологически безопасной и экономичной работы тракторного
дизеля [8]:
-
легкий запуск, работа без перебоев
на всех скоростных режимах, в том числе при свободном ускорении коленчатого
вала;
-
бездымный выхлоп на холостом ходу
прогретого двигателя, незначительное дымление при полной его загрузке;
-
устойчивая работа 4-цилиндрового
дизеля при 3 выключенных, а 6- и
8-цилиндровых – при 4 выключенных цилиндрах;
-
соответствующий норме расход
топлива на максимальных оборотах холостого хода;
-
чистый дизель: отсутствие
подтеканий масла и охлаждающей жидкости на блоке и на головках цилиндров,
отсутствие масла в турбокомпрессоре (ТКР) и в выхлопной трубе, отсутствие
подтеканий топлива на элементах топливной аппаратуры;
-
отсутствие интенсивного выхода
картерных газов из сапуна (маслозаливной горловины);
-
интенсивный характерный звук (свист)
работы ТКР, отслеживающий изменение скорости вращения и нагрузки дизеля;
слышимый выбег ротора ТКР после остановки двигателя в течение не менее 8 с;
-
нормальный уровень моторного масла
(повышенный уровень вызывает увеличенный угар масла и повышенную токсичность
ОГ);
-
равномерное по всем цилиндрам
снижение оборотов двигателя при отключении каждой форсунки или свечи зажигания;
-
отсутствие сигналов о засоренности
воздухоочистителя;
-
отсутствие резкого запаха
подгорания фрикционных накладок;
-
отсутствие колебаний (тряски)
двигателя, дребезга облицовки, кабины, оперения;
-
нормальные показания КИП на щитке
приборов, сигнализаторов на воздушном и масляном фильтрах; отсутствие аварийных
сигналов;
-
продолжительное вращение по
инерции ротора РМЦ, ТКР после остановки двигателя;
-
легкий ход машины по инерции при
выключенной передаче обусловленный нормальной регулировкой тормозов, давления в
шинах, схождением колес, исправностью силовой передачи.
Обязательные работы ТО, обусловливающие надежную,
экономичную и экологически чистую работу машины [8]:
-
периодический слив отстоя из
топливного бака, фильтра-отстойника (60–100 час), фильтра тонкой очистки
топлива (60–240 час). Экстренный слив отстоя при возникновении мутного топлива;
-
периодическая очистка
воздухоочистителя, топливных фильтров. После работы в запыленных условиях –
внеплановая очистка воздухоочистителя или очистка по потребности по показаниям
сигнализатора загрязненности;
-
периодическая очистка реактивного
центробежного маслоочистителя и других масляных фильтров (в силовой передаче,
гидросистеме навесного механизма);
- устранение причин выделяющихся
стуков механизма газораспределения;
-
проверка и при необходимости
восстановление уровня моторного масла, масла в силовой передаче;
-
утепление дизеля, в т. ч. при
температуре ниже +5 °С, не дожидаясь морозов, использование зимних сортов
моторного масла и топлива, что уменьшает расход топлива на 200–300 кг на трактор за зиму; разогрев дизеля горячей водой, горячим маслом, утепление радиатора,
топливной аппаратуры экономит только на каждом пуске дизеля зимой до двух
литров топлива;
-
проверка и регулировка натяжения
ремней вентилятора дизелей с воздушным охлаждением;
-
заправка машины топливом через
заливной фильтр (воронку с сеткой);
-
снижение давления в шинах трактора
до нижнего диапазона перед работой на поле и повышение давления перед
транспортными работами;
-
очистка машины от загрязнений,
растений, химикатов.
Таблица
4.5 – Номенклатура контролируемых
параметров и рекомендуемых
средств контроля по обеспечению
производственной и экологической
безопасности при выполнении различных
сельскохозяйственных
работ (почвообработка, посев,
внесение удобрений и др.) [17]
Производственный
участок
|
Контролируемый
параметр
|
Средство
контроля
|
наименование
|
ед. изм.
|
нормативные
значения
|
Рабочее
место
механизатора при выполнении
различных сельскохозяйственных работ
|
Содержание
пыли в воздухе
|
мг/м3
|
≤6
|
Пылемер «Прима-03»
(или «Прима-01», «Приз-2» и др.)
|
Пары
бензина и дизтоплива
(углеводородные соединения)
|
мг/м3
|
≤100
|
Газтестер КИ-28066
|
Уровень
шума (звукового
давления)
|
дБ
|
≤85
|
ВШВ-03-М2 (измеритель уровня звука
00024)
|
Температура
воздуха
|
оС
|
+18–20 (хол. период года)
+21–23 (тепл. период года)
|
Метеометр БГТА-1 (термометр)
|
Выбросы
в
воздух (загазованность):
-сажа
-CO,
CH. NO2
|
%
%
|
<15
≤1
|
Дымомер КИД-2Д
Газоанализатор ГИАМ-24.04
|
Уровень
радиации
|
мкр/ч
|
≤25
|
Дозиметр ДРГ-05М
|
Тяжесть
труда:
прикладываемые
усилия при подъеме
заготовок
|
кгс
|
≤20
|
Динамометр
электронный ДЭ-1
|
Температура
поверхности оборудования
|
оС
|
≤+70
|
Переносной
цифровой
термометр
|
Таблица 4.6 – Номенклатура контролируемых параметров и
рекомендуемых
средств контроля по обеспечению производственной и
экологической
безопасности при работе на зерноуборочном комбайне [17]
Производственный
участок (рабочее место)
|
Контролируемый
параметр
|
Средство
контроля
|
наименование
|
ед.
изм.
|
нормативные
значения
|
Рабочее
место комбайнера (в т. ч. при устранении неисправностей агрегатов
комбайна)
|
Содержание
пыли в воздухе
|
мг/м3
|
≤6
|
Пылемер «Прима-03»
(или «Прима-01», «Приз-2» и др.)
|
Пары
топливно-смазочных материалов (углеводородные соединения)
|
мг/м3
|
≤100
|
Газтестер КИ-28066
|
Уровень
шума
(звукового
давления)
|
дБ
|
≤85
|
ВШВ-03-М2 (измеритель уровня звука
00024)
|
Масляный
туман (аэрозоли масла) при устранении неисправностей ДВС
|
мг/м3
|
≤5
|
Газтестер КИ-28066
|
Загазованность:
-сажа
-CO,
CHх NO2
|
%
%
|
<15
≤1
|
Дымомер КИД-2М
Газоанализатор «Палладий-3»
|
Сквозняки
(скорость
движения воздуха)
|
м/с
|
≤0,3
|
Метеометр БГТА-1
|
Температура
воздуха
|
оС
|
18–20
(холодный
период года)
21–23
(теплый
период года)
|
Метеометр БГТА-1
|
Относительная
влажность
|
%
|
60–40
|
Метеометр БГТА-1
|
Температура
поверхности оборудования
|
оС
|
≤70
|
Переносной
цифровой термометр НТЦ-3
|
Таблица 4.7 – Номенклатура контролируемых параметров и рекомендуемых средств контроля по
обеспечению производственной и экологической безопасности при техническом
обслуживании и диагностировании тракторов и самоходных сельскохозяйственных
машин [17]
Производственный участок
(рабочее место)
|
Контролируемый параметр
|
Средство
контроля
|
наименование
|
ед.
изм.
|
нормативные значения
|
1 Участок
наружной
мойки и очистки машины
|
1.1 Электробезопасность (при работе с мониторной моечной машиной
или
компрессором):
- сопротивление заземляющих проводов
- сопротивление
изоляции электроустройств
|
Ом
МОм
|
<5,0
>0,5
|
Омметр типа М372
Мегаомметр Ф4102/1-1М (или аналогичный)
|
1.2 Содержание пыли в воздухе
|
мг/м3
|
<6
|
Пылемер «Прима-03» (или «Прима-01», «Приз-2»
и др.)
|
1.3 Пары бензина и керосина (углеводородные соединения):
- бензин-растворитель
- бензин топливный
- керосин
- масла нефтяные
|
|
<300
<100
<300
<5
|
Газтестер
КИ-28066
|
1.4 Выбросы в сточные воды:
- карбонат натрия (кальцинированная сода);
- гидроокись натрия (щелочь);
- нефтепродукты
|
мг/л
мг/л
мг/л
|
<0,5
<0,5
<5
|
Экотест-110
Экотест-110
Экотест-110
|
1.5 Шум
|
дБ
|
<85
|
ВШВ-03-М2 (измеритель уровня звука
00024,
Германия)
|
1.6 Температура
воздуха
|
°С
|
17–19°С (хол. период года)
20–22°С (тепл. период года)
|
Метеометр БГТА-1
|
1.7 Относительная
влажность
|
%
|
60–40
|
Метеометр
БГТА-1
|
1.8 Скорость
движения воздуха (сквозняки)
|
м/с
|
≤ 0,3 (хол. период года)
≤ 0,4 (тепл. период года)
|
Метеометр
БГТА-1
|
2 Участок
диагностирования
|
2.1 Выбросы в воздух:
-сажа
-СО; СН; NO2
-пары бензина и дизтоплива
|
%
%
|
<15
≤1
см п. 1.3.
|
Дымомер КИД-2М
Газоанализатор ГИАМ-27.04
Газтестер
КИ-28066
|
2.2 Выбросы в
сточные воды:
- нефтепродукты
|
мг/л
|
<5
|
Экотест-110
|
2.3 Освещенность
|
лк
|
≥200
(при общем освещении)
≥300
(при комбинированном освещении)
|
Люксметр
Ю-117, Аргус-01
(или аналогичные)
|
2.4 Уровень шума
(звукового давления)
|
дБ
|
≤85
|
ВШВ-03-М2
(измеритель уровня звука 00024)
(Германия)
|
2.5 Электробезопасность
(см. п. 1.1)
|
–
|
–
|
–
|
2.6 Температура
воздуха
|
°С
|
18–20°С
(хол. период года)
21–23°С
(тепл. период года)
|
Метеометр
БГТА-1
|
2.7 Относительная влажность
|
%
|
(см. п. 1.7)
|
|
2.8 Скорость движения воздуха
(сквозняки)
|
м/с
|
≤0,2 (хол. период года)
≤0,3 (тепл. период года)
|
Метеометр
БГТА-1
|
3 Участок
(рабочее место) сборочно-разборочных работ
|
3.1 Освещенность
|
лк
|
≥200 (при общем освещении)
≥300(при комбинированном освещении)
|
(см. п. 2.3)
|
3.2 Пары бензина и керосина
|
–
|
(см. п. 1.3)
|
3.3 Шум
|
|
(см. п. 1.5)
|
3.4 Температура
воздуха
|
°С
|
(см. п. 1.6)
|
3.5 Относительная влажность
|
%
|
(см. п. 1.7)
|
3.6 Скорость
движения воздуха (сквозняки)
|
м/с
|
(см. п. 1.8)
|
4 Участок
(рабочее место) ТО топливной аппаратуры и гидросистемы
|
4.1 Масляный туман (аэрозоли масел)
|
мг/м3
|
≤5
|
Газтестер
КИ-28066
|
4.2 Пары бензина и дизтоплива
|
%
|
(см. п. 1.3)
|
(см. п. 1.3)
|
4.3 Углеводородные соединения
|
%
|
(см. п. 1.3)
|
Газтестер
КИ-28066
|
4.4 Освещенность
|
лк
|
≥300 (при
общем
освещении)
≥750 (при комбинированном освещении)
|
Люксметр
Ю-117, Аргус-01
(или аналогичные)
|
4.5 Уровень шума
|
дБ
|
(см. п. 1:5)
|
–
|
4.6 Электробезопасность
|
–
|
(см. п. 1.1)
|
–
|
4.7 Температура воздуха
|
°С
|
(см. п. 2.6)
|
–
|
4.8 Относительная
влажность
|
%
|
(см. п. 1.7)
|
–
|
4.9 Скорость движения воздуха
(сквозняки)
|
м/с
|
(см. п. 2.8)
|
–
|
5 Участок
(рабочее место) ТО электрооборудования
(в т. ч. аккумуляторных
батарей)
|
5.1 Пары:
серной кислоты
щелочи
|
мг/м3
мг/м3
|
≤1
≤0,5
|
Газтестер
КИ-28066
|
5.2 Водородные соединения
|
мг/м3
|
≤0,5
|
Газоанализатор
водорода УСГ-4
|
5.3 Электробезопасность
|
–
|
(см. п. 1.1)
|
–
|
5.4 Пары:
-ацетона
-толуола
-ксилола
|
мг/м3
мг/м3
мг/м3
|
≤200
≤50
≤50
|
–
|
5.5 Освещенность
|
лк
|
(см. п. 4.4)
|
–
|
5.6 Шум
|
–
|
(см. п. 1.5)
|
–
|
5.7 Температура воздуха
|
°С
|
(см. п. 2.6)
|
–
|
5.8 Относительная
влажность
|
%
|
(см. п. 1.7)
|
–
|
5.9 Скорость движения
воздуха (сквозняки)
|
м/с
|
(см. п. 2.8)
|
–
|
6 Рабочее место ТО и ремонта шин и камер
|
6.1 Углеводородные
соединения
|
%
|
(см. п. 1.3)
|
–
|
6.2 Сажа
|
%
|
(см. п. 2.1)
|
–
|
6.3 Шум
|
|
(см. п. 1.5)
|
–
|
6.4 Температура воздуха
|
°С
|
(см. п. 2.6)
|
–
|
6.5 Относительная
влажность
|
%
|
(см. п. 1.7)
|
–
|
6.6 Скорость движения
воздуха (сквозняки)
|
м/с
|
(см. п. 2.8)
|
–
|
7 Рабочее место заправки ГСМ
|
7.1 Пары топливосмазочных материалов
|
мг/м3
|
(см. п. 1.3)
|
Газтестер
КИ-28066
|
7.2 Углеводородные
соединения
|
–
|
(см. п. 1.3)
|
–
|
7.3 Электробезопасность
|
%
|
(см. п. 1.1)
|
–
|
7.4 Шум
|
|
(см. п. 1.5)
|
–
|
7.5 Температура воздуха
|
°С
|
(см. п. 2.6)
|
–
|
7.6 Относительная
влажность
|
%
|
(см. п. 1.7)
|
–
|
7.7 Скорость движения
воздуха (сквозняки)
|
м/с
|
(см. п. 2.8)
|
–
|
|