Л.В. Мисун, И.Н. Мисун, В.М. Грищук
Инженерная экология в АПК пособие / под ред. проф. Л.В. Мисуна. – Мн.: БГАТУ, 2007. – 302с.
4. Обеспечение экологической безопасности тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
4.3. Оценка воздействия на окружающую среду и управление экологической безопасностью МТП
4.3.1. Методы расчета выбросов загрязняющих веществ от МТП
Состав и количество отработавших газов
передвижных источников зависят от их марки, условий эксплуатации и других
факторов, что значительно затрудняет экспериментально измерить массу вредных
выбросов. Для этого пришлось бы на каждое мобильное средство устанавливать
комплекс газоанализаторов и проводить непрерывные измерения. Поэтому для
определения массы выбросов (Мi) используются расчетные
методы, среди которых наибольшее применение получили следующие [16]:
а) c учетом
количества топлива, фактически расходуемого передвижным источником:
Mi = Q∙K, (4.1)
где Q – расход
топлива, т или тыс. м3;
К
– коэффициент эмиссии вредных веществ при сжигании одной тонны жидкого топлива
или 1000 м3 сжатого газа;
б) пропорционально
пробегу передвижных источников;
в) комплексный
метод.
Первые два метода не учитывают структуру парка
передвижных источников, их техническое состояние, условия движения и
эксплуатации, вследствие чего результаты расчетов недостаточно точны. Лучшие
результаты дает комплексный метод, основанный на следующем соотношении:
Mi = miyдLk1k2k310-6, (4.2)
где Mi – масса выброса i-гo вида примеси в атмосферу, т;
miyд – величина удельных
выбросов примесей на один километр пробега, г/км;
L – общий пробег передвижного
источника, км;
k1 k2, k3 – коэффициенты влияния
соответственно среднего возраста парка передвижных источников, уровня
технического состояния, природно-климатических условий.
Используя комплексный метод, можно, на примере
автомобилей, получить данные о выбросах вредных компонентов отработавших газов
отдельно для четырех режимов работы: холостой ход, разгон, установившееся движение
и торможение. Известно, что самое большое массовое количество вредных веществ с
ОГ выбрасывается при работе двигателя не на холостом ходу, а на форсированных
режимах, в момент разгона и торможения. В этом случае определяются: для
передвижных источников с карбюраторными двигателями выброс оксида углерода (СО),
углеводородов (СХНУ), оксидов азота (в пересчете
на диоксид азота NO2) и
соединений свинца (Рb); для дизельных двигателей расчет ведется для СО,
СХНУ, NO2 и сажи (С).
Выброс i-гo вещества в
граммах одним передвижным источником в день при выезде (Мi) с территории стоянки (гаража) и возврате (М//ik) равен
M/ik = mпp.iktпp + mx.x.iktx.x.1 + m1ikL1, (4.3)
M/ik = mx.x. iktx.x.2 + m1ikL2, (4.4)
где mпp ik – удельный выброс i-гo
вещества при прогреве двигателя передвижного источника k-ой
группы, г/мин;
mx.x. ik – удельный выброс i-гo вещества при работе на холостом ходу, г/мин;
m1 ik – удельный выброс i-гo
вещества при движении ПИ по территории стоянки, г/км;
tпp –
время прогрева двигателя, мин;
L1, L2 – побег за день по
территории стоянки одного ПИ при выезде (возврате), км;
tx.x. 1 tx.x. 2 – время работы двигателя на холостом ходу при выезде
(возврате) на территорию стоянки (гаража), мин. В методике принято tx.x.1 = tx.x.2 = 1 мин.
Под k-ой группой ПИ принимаются мобильные средства одной
категории. Например, группы ПИ с карбюраторными двигателями грузоподъемностью
до 1 т, от 1 т до 3 т, от 3 т до 6 т и т. д.
Величины удельных выбросов загрязняющих веществ получают экспериментально.
Время прогрева двигателя (tпp.) зависит от температуры
воздуха. В переходный период (среднемесячная температура от –5 °С до +5 °С)
выбросы СО и СХНУ умножаются на коэффициент
0,9 от значений холодного периода года (среднемесячная температура меньше –5 °С).
Выбросы NO2 в
переходный период равны выбросам в холодный период.
Валовой выброс i-гo
вещества, то есть выброс всеми мобильными средствами, за каждый период года
рассчитывается по формуле:
Мi вал = (М/ik+M//ik)NkDp10-3, (4.5)
где Мi вал –
валовой выброс, кг;
– обозначает суммирование по всем группам передвижных
источников, имеющихся на предприятии;
– коэффициент выпуска, характеризующий долю ПИ k-ой
группы, выезжавших с территории предприятия;
Nk – количество ПИ
k-ой группы на предприятии;
Dp – количество рабочих дней в
расчетном периоде года.
Выброс соединений свинца в граммах (для карбюраторных
двигателей) одним ПИ k-ой группы при выезде с территории стоянки М/ck и возврате М//ck рассчитывается следующим образом:
М/ck
= 0,7dc(qпp.tпp.+ qx.x tx.x + q1L2), (4.6)
М//ck
= 0,7dc(qx.x .tx.х.+ q1L2), (4.7)
где 0,7
– безразмерный коэффициент;
dc – содержание свинца в одном литре
бензина (Аи-93 dc= 0,37 г/л; А-76
dc = 0,17
г/л);
qпр и qx.x –
расход бензина соответственно при прогреве двигателя и работе на холостом ходу,
л/мин;
q1 – расход бензина при
движении ПИ по территории стоянки (предприятия), л/км. Валовый выброс свинца
(кг) Мс вал.:
Мс вал. = (М/ck+ M//ck)NkDp10-3. (4.8)
|