Л.В. Мисун, И.Н. Мисун, В.М. Грищук
Инженерная экология в АПК пособие / под ред. проф. Л.В. Мисуна. – Мн.: БГАТУ, 2007. – 302с.
1. Предмет «Инженерная экология в АПК»
1.1. Краткие исторические сведения
Несмотря на древнюю историю в
целом, наука экология сравнительно молода, она была выделена в самостоятельную
лишь в XIX веке. Однако это не означает, что до
этого не существовало экологических проблем и не нужны были экологические
знания. Первые регулярные экологические исследования были начаты еще до новой
эры в Китае и представляли собой метеорологические наблюдения. Уже в это время
создавались оросительные системы и судоходные каналы, изменяющие экологические
системы целых регионов. А «возраст» орошаемого земледелия, по последним
археологическим данным, исчисляется более десятью тысячами лет. Очевидно, что
еще в древности человек соприкоснулся с экологическими проблемами в
сравнительно густонаселенных аграрных районах и древних городах.
Изменения климата, ухудшение
пастбищ, локальная перенаселенность наряду с политическими причинами во многом
обуславливали географическую подвижность древних цивилизаций. Это послужило
причиной появления элементов природоохранного законодательства. Еще в Киевской
Руси был принят свод законов, в котором, в частности, помещались статьи об
охране охотничьих и бортнических угодий. При Петре I
было составлено около 60 природоохранных законов, основанием для которых
послужили экологические и биологические исследования. Все чаще человек, покоривший
природу, начинал видеть в ней не только грозного соперника, но еще и друга,
помощника. В это время и начинает зарождаться экология как самостоятельная
отрасль науки.
Великий русский ученый М.В.
Ломоносов высказывал мысли о роли живых организмов в происхождении чернозема,
углей, нефти. Значительно позже еще раз самостоятельно «открыл» это В.В.
Докучаев.
Широкие эмпирические обобщения,
рассматривающие вопросы экологии, принадлежат немецкому путешественнику А.
Гумбольдту, который в 1817 году сформулировал принцип географической
зональности в распределении растительности на земле. Чтобы обосновать свои
положения, А. Гумбольдту пришлось совершить много путешествий в различные
районы земного шара.
У истоков массового экологического просвещения стоял
русский педагог-эколог В.Ф. Зуев, составивший в 1786 году первый учебник для
общеобразовательной школы по естествознанию (начертание естественной истории).
Нельзя не вспомнить также Ж.Б. Ломарка, изложившего в 1809 году теорию,
согласно которой виды растений и животных постоянно изменяются под воздействием
меняющихся условий внешней среды. Впоследствии Дарвин Ч. показал механизм этих
превращений в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.). Он практически заложил материалистический фундамент для развития биологии, в том числе
экологии. В этом же ряду находятся ученые-экологи В.Н. Татищев (1686–1750),
К.Ф. Рулье (1814–1858), Ю. Либих (1803–1873), В.И. Вернадский (1863–1945),
В.Н. Сукачев (1870–1967) и другие.
Термин «экология» впервые в 1866г. употребил знаменитый
немецкий биолог Э.Ю. Геккель, что означало дословно наука о доме, или наука о
место обитании и имел в виду взаимоотношения преимущественно животных и
растительных организмов и окружающей среды. Впоследствии понимание экологии как
науки значительно расширилось.
Во второй половине XX века интересы
экологии сместились в сторону изучения многоуровневых систем в природе и в
обществе, их взаимовлияние и взаимодействие. «Биологическая экология» стала
центральной частью общей экологии, от которой исходят прикладные дисциплины:
сельскохозяйственная, инженерная, химическая, медицинская, космическая,
правовая, популяционная и другие. Поэтому в настоящее время экологию
рассматривают как систему междисциплинарных научных представлений из области
биологии, являющуюся теоретической основой рационального природопользования и
управления эволюцией биосферы. Она изучает закономерности жизнедеятельности организмов
в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции с учетом изменений, вносимых
деятельностью человека.
Для того, чтобы предвидеть будущее и понимать настоящее
экосистем, необходимо, прежде всего, ясно представлять их эволюционное прошлое,
естественные тенденции развития, что является основной проблемой эволюционной
экологии.
В
истории взаимодействия человека с природой прослеживаются четыре периода,
различных по времени и силе воздействия людей на природу. В настоящее время в
этом взаимодействии наблюдается переход к пятому периоду.
Первый период охватывает временной интервал каменного века и
первобытнообщинного уклада жизни, характеризуется малоощутимыми изменениями в
природе. Второму периоду соответствует время от VIII–VII в.в. до н. э. до становления промышленного
производства (XV век н. э.).
Характерной особенностью этого периода является сооружение ирригационных систем
в низовьях Нила, Средней и Малой Азии, Индии, Китае, Южной и Центральной
Америке. Для орошения земель и обводнения пастбищ были построены дренажные
галереи, перехватывающие подземные потоки в предгорьях хребтов Средней и Малой
Азии, Азербайджана. В это время начинается интенсивное сельскохозяйственное
освоение земель, использование древесины как основного энергетического
источника и строительного материала. Так, для строительства «непобедимой
армады» понадобилось Испании более полумиллиона вековых деревьев, вырубка
которых активизировала эрозионные процессы и привела к необратимым изменениям
ландшафтов страны. Третий период охватывает с XVI
по XIX века, то есть время становления капитализма.
Этому периоду свойственно активное освоение минерально-сырьевых ресурсов, постепенная
концентрация производительных сил, развитие частного предпринимательства,
постоянные захватнические войны. Взаимоотношения человека с природой осмысливаются
как определенная социальная или философская альтернатива: человек над природой
или человек в природе. Четвертый период взаимодействия человека с природой –
это времена социальных революций и империализма, концентрации производства и
гигантских темпов добычи нефти и газа, строительства широкой сети коммуникаций
и интенсификации производства сельскохозяйственной продукции.
Гармоничное развитие природы и техники стало возможно только
в результате научно обоснованного компромисса между объектами природы и
социальной деятельностью человека. Ответственность за такой компромисс
возлагается на инженерную экологию – многопрофильную область знаний о законах
природосберегающего формирования техносферы и ее сбалансированного экологически
безопасного развития.
За все
время своей истории человечество пережило более 14,5 тысяч войн, в которых
погибло более 3,5 млрд. человек. Если бы все уничтоженные во время войн
ценности обратить в золото, то его хватило бы, чтобы опоясать земной шар по
экватору лентой толщиной 10 метров и шириной 8 километров [1].
Вырубка лесов, увеличение площади пустынь, замена
естественных ценозов узкоспециализированными агроценозами, осушение болот,
создание искусственных водохранилищ меняют альбедо земной поверхности и структуру
естественного круговорота химических элементов.
Инженерная экология стоит в этико-философском отношении на
позициях антропоцентризма и близко приближается к экологии человека (антропоцентризм
– признание интересов процветания человечества первостепенными). Она
заинтересована в развитии общей экологии с целью построения синтетической
теории как составной части научной картины мира, и опираясь на экологический
цикл знаний, должна обеспечить совокупность действий, состояний и процессов, не
приводящих прямо или косвенно к жизненно важным экологическим ущербам, как
природной среде, так и отдельным людям и человечеству в целом.
Инженерная экология ограничена
временными рамками и размахами производственных акций: кратковременное действие
может быть относительно безопасным, а длительное – опасным; изменение в
локальных рамках практически безобидное, а широкомасштабное – фатальное. Сила
воздействия иногда может не иметь решающего значения для многих факторов
(направлений воздействия некоторых пестицидов, биологических агентов).
Практически нет нижнего безопасного предела концентрации, особенно при
длительном воздействии, в результате она не влияет на живущие поколения, но
будут страдать их потомки. В связи с этим особенно возрастает роль науки
экологии как теоретической основы инженерной экологии, в том числе на объектах
АПК. Предметом изучения инженерной, прикладной, экологии являются прежде всего
ситуации, в которых оказываются природные объекты в процессе хозяйственной
деятельности человека.
Совершенствование
агропромышленного производства непосредственным образом связано с
использованием природных ресурсов, развитием трудовых процессов, обуславливающих
накопление материальных благ в обществе. В этих условиях резко возрастает роль
отраслевой инженерной экологии, призванной на основе оценке степени вреда,
приносимого природе, создавать такие методы и формы управления производством, которые
обеспечивали бы его функционирование, не нарушая механизмов саморегуляции
объектов биосферы и естественного природного баланса, разрабатывать и
совершенствовать технические средства защиты окружающей среды, развивать
безотходные и малоотходные технологии.
|