А.И.Орлов
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
6. Механизмы управления
экологической безопасностью
6.4.
Работа механизма управления экологической безопасностью
6.4.4. Новые элементы механизма управления экологической
безопасностью
В
последние годы стали активно развиваться такие новые рычаги механизма управления экологической
безопасностью, природопользованием и охраной окружающей природной среды, как экологическая
сертификация и экологический аудит.
Создание
рынка природных ресурсов создает возможность получения значительных средств.
Можно ожидать, что работа бирж природных ресурсов, проведение аукционов и конкурсов, на которых можно купить право на
их разработку или аренду при условии строгого экологического контроля, позволят
увеличить доходы от природопользования как Российской федерации в целом, так и
ее субъектов и органов местного самоуправления.
Рынок
продажи прав на загрязнение активно формируется в США, Германии и других
странах и имеет большие перспективы развития. Суть такой торговли в следующем.
Для конкретной территории определяется лимит выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ в окружающую среду. Эта сумма загрязнений не может быть превышена при
новом строительстве. Поэтому новые или расширяющиеся предприятия вынуждены
делать экономически обоснованный выбор: или строить дорогостоящие очистные
сооружения у себя, или заплатить другому предприятию, уже имеющему очистное
оборудование, за его усовершенствование и переработку дополнительного
загрязнения, т.е. фактически купить право на дополнительное загрязнение.
Решающую роль в принятии решения играет величина затрат в том и другом случаях. В итоге решаются две задачи: не увеличить (т.е. оставить прежней или даже
сократить) общую сумму загрязнений на определенной территории, а сумму расходов
на охрану окружающей среды максимально снизить. Создание механизма продажи
прав на загрязнение обсуждается уже и на глобальном уровне.
Удобным экономическим инструментом в охране
окружающей среды является система «залог - возврат». Покупатель оплачивает дополнительную стоимость составной части товара,
причем эта стоимость может возвратиться к нему назад. А именно, дополнительно оплачиваются стоимость стеклянных и пластиковых бутылок,
пластиковых контейнеров, электрических батареек и т.д. Возврат пустой тары и
тем более многоразовое ее использование позволяют
сберечь средства и ресурсы, а также снизить объем загрязнений, поступающих в
окружающую среду.
Экологическая
сертификация - это удостоверение степени соответствия экологическим требованиям
оборудования, технологии и продукции, а также предприятия в целом.
Сертификация, другими словами, — это форма контроля. С 1992 г. в России
действует разветвленная система сертификации, в которую входит множество
аккредитованных лабораторий и центров сертификации. Система органов
сертификации действует в стране на основании Закона РФ «О защите прав
потребителей» от 7 февраля 1992 г. Закон требует обязательной проверки качества
продуктов и их соответствия требованиям безопасности для жизни, здоровья,
окружающей среды. Эти требования внесены в государственные стандарты на
продукцию. Госстандартом России в 1993 г. утверждены документы по системе
сертификации отдельно по правилам испытания пищевых продуктов и
продовольственного сырья; плодов, овощей и продуктов их переработки; молока и
молочных продуктов. Чаще других не проходят сертификации, т.е. не получают
сертификат на соответствие требованиям безопасности, спирто-водочные изделия.
Экологический
аудит - это анализ и определение экономических последствий экологических затрат.
Фактически это экономический анализ деятельности предприятий, осуществляющих
природоохранные мероприятия, и экономической эффективности этих мероприятий.
Необходимым
организационным элементом управления является наличие информационной базы о
состоянии и охране природной среды. Статистические данные в системе
информационного обеспечения незаменимы и играют основную роль. Однако
воздействие производства на окружающую природную среду не находит пока
адекватного отражения в статистической отчетности. Если промышленные
предприятия составляют форму статистической отчетности № 4-ОС, да и то только
те, которые имеют очистные сооружения, то сельскохозяйственные предприятия
такой формы отчетности вообще не имеют и перед статистическими органами не
отчитываются. Собранные статистические данные необходимо обрабатывать с
помощью современных методов эконометрики, в частности, методов статистики
объектов нечисловой природы и статистики нечисловых данных. Дело в том,
что состояние природы требует для своего
описания нечисловых величин, прежде всего качественных признаков, а неизбежные
неточности при измерении тех или иных параметров приводят к необходимости
использовать интервальные данные и применять соответствующий эконометрический
аппарат (подробнее см. [7]).
|