А.И.Орлов
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
6. Механизмы управления
экологической безопасностью
6.4.
Работа механизма управления экологической безопасностью
6.4.1. Кадастры и учет ресурсов
Научно
обоснованное использование природных ресурсов, как и всяких иных ресурсов,
очевидно, должно быть основано на их учете. Общепринято, что учет определяется
как сбор, систематизация, хранение и обновление сведений о количестве и
качестве ресурсов. В настоящее время в России учет природных ресурсов
осуществляется путем составления кадастров по видам ресурсов.
Кадастр
- это свод количественных, организационных, качественных экономических и
экологических показателей природного ресурса. С точки зрения
эконометрики часть данных о каждом ресурсе имеет количественную природу
(например, площадь, измеренная в гектарах), часть – качественную (например,
перечень пород деревьев в лесу). В кадастре приводятся и организационные
сведения (например, какой организации или частному лицу принадлежит лесной
массив). Данные кадастров лежат в основе планирования использования ресурсов,
их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде,
системы мер по воспроизводству ресурсов, и т.д..
Составляются земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений полезных
ископаемых. Кадастрами служат реестры охотничьих животных, рыбных запасов,
природно-заповедных территорий, а также и загрязнителей окружающей природной
среды. Кадастром служит и «Красная книга», дающая информацию о редких и
исчезающих видах животных и растений.
В
последние годы проводится эксперимент по совершенствованию учета и
социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала. Целью
эксперимента является формирование комплексных территориальных кадастров
природных ресурсов, включающих в себя информацию по всем видам ресурсов на
данной территории. Они будут служить информационной базой для принятия
экологически обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения
экологической безопасности, охраны окружающей природной среды и
природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития
территорий.
Для
проведения эксперимента разработана система показателей и структура баз данных
по видам природных ресурсов в составе комплексного территориального кадастра,
ведомости для совершенствования учета ресурсов и налогообложения в сфере
природопользования. В этом эксперименте, проводимом под руководством
федерального органа, отвечающего за охрану природы, участвуют более 30
субъектов Федерации. Наиболее активно работа по формированию межведомственных
органов и созданию комплексных территориальных кадастров проводилась в
Московской, Ленинградской, Ярославской, Калужской областях.
Учет
природных ресурсов и контроль за их использованием неразделимы.
Поэтому вся система экологического контроля, включающая государственную
службу наблюдения за состоянием природной среды, государственный,
производственный и общественный контроль, система экологических экспертиз
являются организационно-экономическими рычагами природопользования.
Естественно, что по результатам контроля принимаются меры по административному
и экономическому стимулированию или наказанию.
|