А.И.Орлов
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
6. Механизмы управления
экологической безопасностью
6.3.
Элементы механизма управления экологической безопасностью
6.3.1. Платежи за природные ресурсы
Еще классики политэкономии изучали ренту – плату за пользование землей, иногда выступающую в виде соответствующей
составляющей доходов землевладельца. В современных условиях надо говорить не
только о земле как основе сельскохозяйственного производства, но и обо всех
иных видах природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (земля, недра,
воды, леса и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие
природные ресурсы) складывается из трех слагаемых:
-
выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами;
-
платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды;
-
отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Мировой
опыт показывает, что платность природопользования способствует более
рациональному использованию природных ресурсов.
Плата
за право пользования природными ресурсами предназначена для собственников этих
ресурсов независимо от форм собственности и связана с изъятием абсолютной
ренты. Основной получатель этой платы – государство как представитель
российского народа.
Распространение
взимания платы за природные ресурсы началось после принятия федеральных Законов
«О плате за землю» и «О недрах». Так, Законом РСФСР «О плате за землю» от 11
октября 1991 г. установлены формы платы в виде земельного налога, арендной
платы и нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной
платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и
учреждения, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым
земля на территории России предоставлена в собственность, владение, пользование
или аренду. Земельный налог уплачивается с облагаемой налогом земельной
площади, закрепленной за налогоплательщиком.
С каких объектов взимается земельный налог и
арендная плата? Это сельскохозяйственные угодья, участки, предоставленные
гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
и животноводства, жилищного, дачного, гаражного строительства, разнообразной
предпринимательской деятельности. Кроме того, облагаются налогом земли,
используемые предприятиями и организациями промышленности, транспорта, связи,
других отраслей материального производства и непроизводственной сферы.
Ставки
земельного налога утверждаются органами власти субъектов
Российской Федерации. Они исходят из средних по России ставок, которые
дифференцируются по зонам. Плата за землю перечисляется землепользователями в
установленные сроки и зачисляется на специальные счета. Она учитывается в
доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование
мероприятий по землеустройству, ведение земельного кадастра, мониторинга, на
охрану земли и повышение ее плодородия, другие природоохранные работы и
деятельность по повышению экологической безопасности.
Законодательством
предусмотрена плата за пользование недрами, водными объектами, лесными и
растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Платежи за
воспроизводство и охрану природных ресурсов служат для компенсации затрат
ресурсов в процессе производства.
С 1991 г в
России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида
платы:
- за выброс в
атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ,
- за
сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;
- за
размещение экологически вредных отходов.
Платежи
за загрязнение природной среды отражают общепринятый принцип необходимости
восстановления нанесенного ущерба при природопользовании в его экономическом
выражении («загрязнитель платит»). В случаях превышения разработанных и
утвержденных государственными органами нормативов загрязнения рассматриваемые
платежи взымаются по повышенным ставкам, играют роль
штрафов и служат средством экономического воздействия на природопользователей,
наносящих вред окружающей природной среде, побуждая их заботиться об
экологической безопасности своего производства.
Плата
за загрязнение окружающей природной среды, а также за размещение отходов (в том
числе на специально оборудованных свалках и местах складирования и утилизации)
и другие вредные воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов.
Система
платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет
назад, стала основным действующим рычагом экономического
механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования
природопользования и охраны природной среды. Рядом специалистов высказываются
предложения, что платежи за пользование природными ресурсами должны составлять главный
источник доходов бюджетов различных уровней, поскольку природные ресурсы –
достояние народа в целом.
Совершенствование
системы платежей продолжается по следующим основным направлениям:
-
учет инфляции при определении ставок платежей и тем самым их номинальных
размеров,
-
более полный учет отраслевых особенностей загрязнения окружающей природной
среды при расчетах и взимании платы,
- расширение состава видов вредного
воздействия на природную среду, подлежащих оплате.
Работа
по совершенствованию системы платежей за природные ресурсы, как и экономического механизма обеспечения экологической
безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды в
целом, возглавляется федеральным органом по охране окружающей природной среды.
Этот федеральный орган разрабатывает основные нормативно-правовые и
инструктивно-методические документы в рассматриваемой области. В частности, он
утверждает «Рекомендации по определению предельных размеров платы за
загрязнение окружающей природной среды», а также федеральные коэффициенты
индексации платы по отношению к базовым нормативам. Разработаны и введены в
действие документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое
загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при их использовании в
сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ при
смыве их с территорий и др.
|