А.И.Орлов
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
6. Механизмы управления
экологической безопасностью
6.1. Субъекты и объекты управления экологической
безопасностью
6.1.2. Цель управления экологической безопасностью
Целью
механизма управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды
является согласование экономических и экологических интересов общественного
производства как вертикальных - федеральных, региональных, локальных, так и
горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне связей между
предприятиями.
Элементы
механизма управления экологической безопасностью и обеспечения экологической
безопасности в России стали развиваться с 60-х годов двадцатого столетия. До
этого времени проблемы охраны окружающей среды решались преимущественно на
основе административно-правовых методов, путем запретов, ограничений, мер
административного и уголовного наказания. Анализ многолетней практики
применения административных и правовых мер показал, что использование только прямых
методов воздействия на природопользователей на основе
отношений власти и подчинения не всегда эффективно, так как зачастую не
приводит к заметному улучшению состояния природной среды. Поэтому был сделан
вывод о необходимости использования также и экономических рычагов,
основанных на материальной заинтересованности, т.е. на косвенном
государственном управлении экономикой.
Экономический
механизм неразрывно связан с организационно-правовым,
дополняет его и способствует выполнению экологических требований
природопользования, закрепленных в правовых нормах. В частности, правовые нормы
раздела 3 Закона России «Об охране окружающей природной среды” закрепляют
основы экономического механизма и являются в данном
случае правовой формой для экономического содержания.
Среди
специалистов сложилось мнение, что охрана природной среды не является отдельным
видом деятельности, а представляет собой составную часть природопользования в
процессе общественного производства. Говоря словами одного из персонажей
И.С.Тургенева: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
Ясно, что ни один работник не будет захламлять свое
рабочее место.
В каждой стране как хозяйственная, так и
нехозяйственная (военная, религиозная, спортивная и др.) деятельность общества
сознательно управляются. Что имеется в виду под термином «управление»? Управление
- процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое
качественное состояние или поддержания в установленном режиме.
Обсудим понятия субъектов и объектов управления
применительно к экологической безопасности и природоохранной деятельности.
Субъектами
управления природопользованием, в том числе и природоохранной деятельностью,
выступают государственные органы общей компетенции, кроме того - специально
уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, а также органы
местного самоуправления. На уровне предприятий субъектами управления являются
подразделения и службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные
работники. Эти органы имеют различную компетенцию и особенности
деятельности, но используют все рассмотренные выше методы управления в той или
иной степени, в том числе и экономические методы,
образующие в целом механизм управления экологической безопасностью.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и
исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и
муниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной
среды наряду с множеством других направлений работы.
К
государственным органам специальной компетенции относятся те, которые
соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять
природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяются на три
вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные природоохранные
органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые
занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные
отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей
природной среды).
К
охране природной среды имеют отношение многие министерства и ведомства.
Например, Министерство экономики Российской Федерации (в 2002 г. - Министерство
экономического развития и торговли РФ), формируя стратегию
социально-экономического развития, обязано учитывать и экологические интересы
общественного развития. Государственный комитет по стандартизации и метрологии
(Госстандарт России) осуществляет надзор за соблюдением государственных
стандартов и в том числе за выполнением зафиксированных в них экологических
требований. Государственный Комитет Российской Федерации по строительной,
архитектурной и жилищной политике разрабатывает экологические требования при
капитальном строительстве, и т.п.
Компетенция
органов местного самоуправления по охране окружающей среды
отражена в их уставах. Их роль напоминает роль государственных органов общей
компетенции, только на гораздо более узком пространстве, относящемся к ведению
соответствующего органа местного самоуправления.
Объектами
управления являются все природопользователи, как
юридические, так и физические лица, независимо от характера и направлений их
деятельности. Связи и отношения между субъектами и объектами
управления в процессе природопользования и охраны природной среды строятся
двумя способами: на основе правил и процедур, зафиксированных в действующих
нормативно-правовых актах, и на основе договоров между конкретными субъектами и
объектами управления.
|