А.И.Орлов
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
5.
Экспертные методы принятия решений в экологии
5.7.
Экологические экспертизы
5.7.4. Гарантии качества проведения
государственной экологической экспертизы
В представляемую на
экспертизу документацию, подготовленную заказчиком и разработчиком
проекта или документа, должны быть включены:
материалы оценки воздействия на окружающую
среду хозяйственной и иной деятельности;
положительные заключения
и документы согласовании органов федерального надзора
и контроля и органов местного самоуправления;
материалы обсуждений объектов с гражданами и
общественными организациями (объединениями), организованных органами местного
самоуправления.
Повторное проведение государственной
экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или
арбитражного суда.
Эксперт государственной экологической
экспертизы обязан участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при
проведении государственной экспертизы заключения общественной экспертизы, а
также поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций
(объединений) и граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам
рассматриваемой деятельности. Он имеет право заявлять о необходимости
представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для
всесторонней и объективной оценки объектов, формулировать свое особое мнение по
объекту экологической экспертизы.
Заключение государственной экологической
экспертизы - это документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости
воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности и о
возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным
большинством списочного состава экспертной комиссии (более двух третей
экспертов от списочного состава). Утверждение заключения экспертной комиссии
специально уполномоченным государственным органом в области экологической
экспертизы означает подтверждение последним соответствия порядка проведения
экспертизы требованиям законов Российской Федерации и законов ее субъектов.
После этого утверждения заключение государственной экологической экспертизы
обретает правовую силу, в частности, на его основе банкам может быть разрешено
(при положительном заключении) или запрещено (при отрицательном заключении)
финансирование реализации объекта экологической экспертизы.
Рассмотрим некоторые правовые
гарантии обеспечения требований к экологической экспертизе, способствующие
защите экологических прав граждан.
Законом Российской
Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991
г. предусматривается обязанность государства гарантировать экологическим
и иным общественным организациям (объединениям), выполняющим экологические
функции, а также отдельным гражданам возможность реализации предоставленных им
прав в области охраны окружающей среды. Государственные органы и их должностные
лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным организациям
(объединениям) и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей,
принимать необходимые меры по выполнению их предложений, связанных с
организацией правоохранительной деятельности.
Должностные лица и
граждане, препятствующие выполнению общественными организациями (объединениями)
и гражданами их экологических прав и обязанностей, вытекающих из Конституции
Российской Федерации и законов РФ, относящихся к экологическому праву,
привлекаются к ответственности. В частности, согласно ст. 84 Закона Российской
Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991
г. должностные лица и граждане,
предприятия, учреждения, организации, виновные в невыполнении обязанностей по
проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся
в заключениях экологической экспертизы, подлежат наказанию. Ответственность
наступает также при предоставлении заведомо неправильных и необоснованных
экспертных заключений, несвоевременной или искаженной информации, при отказе от
предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии
природной среды и радиационной обстановки. Физические и юридические лица подвергаются
штрафу, налагаемому в административном порядке. Наказание гражданам - до
десятикратного размера минимальной заработной платы, должностным лицам - до двадцатикратного.
Законом Российской
Федерации "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
предусматривается большое количество норм, обеспечивающих организацию и
проведение экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание
уделяется ответственности за нарушение законодательства как одному из средств
гарантий качества экологической экспертизы с целью обеспечения надлежащей
окружающей среды.
Экологическое право
развивается. Так, правонарушениями со стороны заказчика и других
заинтересованных лиц теперь (с 30 ноября 1995 г. - дня опубликования Закона
"Об экологической экспертизе" в «Российской газете») считаются:
фальсификация материалов,
сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений
о результатах ее проведения;
принуждение эксперта к
подготовке заведомо ложного заключения;
создание препятствий
организации и проведению экологической экспертизы;
уклонение от
представления государственным органам экспертизы и общественным организациям
(объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых
материалов, введений и данных;
осуществление
хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая
получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями со стороны руководителей
государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются:
необоснованность материалов по учету
выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного
самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан
аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной
экспортируемой деятельности;
нарушение
установленного порядка расходования перечисленных заказчиком средств на проведение
государственной экологической экспертизы.
Руководители и члены
экспертной комиссии несут ответственность за фальсификацию выводов
заключения экологической экспертизы, за сокрытие от органов
государственной экологической экспертизы или от общественного объединения,
организующих проведение экологической экспертизы, сведений, отражающих
заинтересованность в результатах экспертизы. Так, экспертом не может быть
представитель заказчика или разработчика, гражданин, состоящий в трудовых или
договорных отношениях с ними, представитель юридического лица, состоящего с
заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных
отношениях.
|