А.И.Орлов
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
5.
Экспертные методы принятия решений в экологии
5.7.
Экологические экспертизы
5.7.3. О процедуре государственной
экологической экспертизы
Целесообразно
остановиться на процедурных правилах экологической экспертизы. Приведем
некоторые правовые нормы, показывающие, кто за что
должен отвечать
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законов,
а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы. К
ведению субъектов Российской Федерации относится делегирование экспертов для
участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссии,
информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и
их результатах
Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической
экспертизы (Госкомэкология, или Министерство
охраны природы, или Министерство
природных ресурсов…) и его территориальные отделения уполномочены:
получать бесплатно от
государственных органов независимо от их принадлежности информацию, необходимую
для выполнения задач в области экологической экспертизы,
иметь доступ к
находящимся в распоряжении государственных органов базам данных о состоянии
окружающей среды и возможных последствиях негативного воздействия на нее
хозяйственной и иной деятельности,
направлять в банковские
организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования,
кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической
экспертизы, не получивших положительного заключения государственной
экологической экспертизы,
предварительно
информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о
проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической
экспертизы по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов,
организовывать
информационное обеспечение государственной экологической экспертизы, в том
числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности,
реализации объектов экологической экспертизы и о негативном воздействии
намечаемой деятельности на окружающую среду;
предоставлять для
ознакомления общественным объединениям, осуществляющим общественную
экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые
устанавливают требования к проведению экологической экспертизы;
направлять органам местного
самоуправления, общественным объединениям и гражданам, представившим
аргументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при
проведении государственной экологической экспертизы, информацию о заключении
государственной экологической экспертизы;
предоставлять средствам
массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения
государственной экологической экспертизы.
Территориальные
экологические органы обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о
нарушении законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, готовить
и направлять другим правоохранительным органам соответствующие материалы по
вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении нарушений
законодательства РФ об экологической экспертизе.
Ближе всех к населению
находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой
области могут:
делегировать своих
экспертов в качестве наблюдателей на заседаниях экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы, причем не только по объектам,
расположенным на своей территории, но и в случаях возможного воздействия на
окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой
административно-территориальной единицей;
организовывать
общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой
хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
организовывать по
требованию населения общественную экологическую экспертизу и финансировать
ее проведение;
информировать органы
прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в
области охраны окружающей природной среды, органы государственной власти
субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без
положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для того чтобы быть в
состоянии реализовать эти полномочия, органы местного самоуправления вправе
получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об
объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать
воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего
муниципального образования и о результатах проведения государственной
экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы.
В обязанности
заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, входят:
оплата проведения
государственной экологической экспертизы;
передача государственным
органам экспертизы и общественным объединениям, организующим проведение
экспертизы, необходимых материалов, сведений, расчетов, дополнительных
разработок относительно объекта экспертизы,
осуществление намечаемой
деятельности исключительно в соответствии с документацией, получившей
положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В Законе РФ "Об
экологической экспертизе" постоянно упоминаются специально уполномоченные
государственные органы в области экологической экспертизы. Федеральный
специально уполномоченный государственный орган в области экологической
экспертизы и его территориальные органы имеют исключительное право на
проведение государственной экологической экспертизы. Они осуществляют эту
функцию через свои подразделения, специализированные в области организации и
проведения государственной экологической экспертизы (ст. 13 Закона РФ "Об
экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.).
Не следует смешивать
государственную и общественную экологическую экспертизы с иными смежными
мероприятиями, не обладающими описанными правовыми статусами: экологическими
исследованиями, научными оценками и т.п., имеющими нередко те же цели, но не
обеспечиваемыми соответствующими нормами права.
|