А.И.Орлов
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
3.
Правовые основы обеспечения экологической безопасности
3.4.
Основные права и обязанности человека в области экологии
3.4.3.
Роль государства в реализации экологических прав
Само по себе
правотворчество, как и провозглашение экологических прав, без реализации права,
без механизма его осуществления приводит к неэффективности законодательства.
Проще говоря, к невозможности реализации провозглашенных в законах прав. Работа
по улучшению природопользования должна базироваться на достижениях
научно-технического прогресса. В частности, с экологической точки зрения
перспективно внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов,
комбинированных производств, обеспечивающих полное, комплексное использование
природных ресурсов, сырья и материалов. Ясно, что такую работу в необходимых
масштабах может организовать государство, используя ресурсы различных
организаций, частных и государственных, но не отдельный гражданин.
Координацию
природоохранной работы объединений, предприятий и организаций независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности осуществляют органы государственной власти
и местного самоуправления. На них и на специально уполномоченные
государственные природоохранные органы законодательством возложена вся полнота
ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах.
Всемерно должны использоваться возможности кооперации между
экологическими организациями и подразделениями различных отраслей,
расположенными на одной территории. Следует объединять их усилия в сооружении и
эксплуатации природоохранных объектов общего назначения.
Образованным в 1988 г.
государственным (общероссийским) органам охраны природы, а также комитетам по
экологии (охране природы) субъектов федерации и их органам на местах
предоставлены большие права (в пределах их компетенции). В частности, они имеют
право налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение
объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных
ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного
законодательства. Они могут также приостанавливать работу промышленных и
других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды. В
их компетенции - предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а
также российским гражданам и иностранным физическим и юридическим лицам о
взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного
государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием
природных ресурсов. Они вправе рассматривать дела об административной
ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования
природных ресурсов.
При осуществлении своих
функций органы охраны природы, как и иные уполномоченные на то государственные
органы, исходят из того, что надо вести постоянную работу по предупреждению
нарушений природоохранного законодательства, норм и правил охраны окружающей
среды. Эта работа организуется на основе делового сотрудничества с
территориальными и отраслевыми органами управления, юридическими и физическими
лицами. Разумеется, деловое сотрудничество не исключает применения тех или иных
мер воздействия и принуждения к экологическим правонарушителям.
|