М.В. Горшков
Экологический мониторинг
Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 313 с.
Курс лекций
Лекция 6. Национальный мониторинг Российской Федерации
Государственный
мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)
осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством
субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды в районах
расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих
источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства,
юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для
предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния
окружающей среды. Федеральный закон №7 «Об охране окружающей среды» определяет
полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере
отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 5): «установление
порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного
экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за
состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы». Этим
же законом (статья 63) определяются основные принципы организации государственного
мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга).
На
территории СССР в 70-е гг. на базе станций гидрометеослужбы была организована
Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды
(ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.
В 1993 г. было принято решение о создании (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229) Единой государственной системы
экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ
находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба. Предполагалось,
что ЕГСЭМ будет обеспечивать:
1. Координацию разработки и выполнения
программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
2. Регламентацию и контроль сбора и
обработки достоверных и сопоставимых данных;
3. Хранение информации, ведение специальных
банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с
международными эколого-информационными системами;
4. Деятельность по оценке и прогнозу
состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов
экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
5. Доступность интегрированной
экологической информации широкому кругу потребителей.
По
своей сути ЕГСЭМ есть реализация системы ГСМОС на уровне национального
мониторинга. Национальные системы мониторинга функционируют в различных
государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим
подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро
стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять
национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки
программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность
наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в
Центр ГСМОС.
В
настоящее время систему национального мониторинга окружающей природной среды
обеспечивают следующие государственные структуры:
1. Министерство природных ресурсов и
экологии РФ.
Функции: обеспечивает общее руководство подведомственными контролирующими
органами исполнительной власти в вопросах охраны окружающей природной среды.
2. Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Функции: производит
постоянный сбор гидрометеорологической информации; данных о загрязнении атмосферы,
поверхностных вод суши, территориального моря, шельфа и околоземного
космического пространства; научную деятельность в отношении мониторинга загрязнений
окружающей среды; оценку и прогноз изменений климата.
3. Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования (Росприроднадзор). Функции: контроль и надзор в
области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды
их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), в области организации и
функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения,
охраной водных объектов. Организует и проводит в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу,
мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера
Байкал, континентального шельфа.
4. Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Функции: ограничение негативного
техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами
производства и потребления), промышленной безопасность, государственный горный
надзор; экологическая экспертиза в установленной сфере деятельности; государственный
энергетический надзор; специально уполномоченный орган в области охраны
атмосферного воздуха. Регулирует вопросы безопасности при использовании атомной
энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию,
эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок
военного назначения).
5. Федеральное агентство по
недропользованию (Роснедра). Функции: ведение
федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а
также банка данных по вопросам недропользования и государственного кадастра
месторождений и проявлений полезных ископаемых.
6. Федеральное агентство водных ресурсов. Функции: охрана водных объектов,
предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; предотвращение
загрязнения вод; предоставление информации, связанной с состоянием и
использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
ведение государственного водного кадастра, осуществление государственного
мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных
вод и их использования.
Распределение
функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит
к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и
затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для
государственных организаций. Поэтому так важно было создать ЕГСЭМ, которая
должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач
комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды.
По созданию подсистем ЕГСЭМ активно ведутся работы на территориях
Амурской, Калужской, Курганской и Челябинской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского
автономных округов, республик Мордовия, Карелия и Чувашия, эколого-курортного
региона Кавказские Минеральные Воды и др. Кроме того, организуются региональные
единые системы экологического мониторинга. Например, на территории Уральского
региона в такую систему должны войти Курганская, Оренбургская, Пермская,
Свердловская и Тюменская области, а также межрегиональные комплексные программы
экологического мониторинга Северо-Западного и Северного регионов.
Таким
образом, в стране ведется достаточно разнообразный комплекс наблюдений, учета,
контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не
менее, не стал единой системой. Более того, существующая нормативно-правовая
база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных
факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.
Вопросы
для самоконтроля
1. Перечислите федеральные органы
исполнительной власти, которые уполномочены производить экологический контроль
и мониторинг.
2. Единая государственная система
экологического мониторинга (ЕГСЭМ) и её реализация в РФ. Проблемы и решения.
|